Главная
Проза
Поэзия
Драматургия
Публицистика
Критика
Юмор
Грот Эрота (16+)
Проложек
Нечто иное
Русское зарубежье
Патерик
 

Елена Калугина

г. Москва

ПУШКИНСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВ


В очень не склонное к поэзии время (шел 1995 год) в вовсе не поэтическом вузе -

Московской академии нефти и газа имени И.М.Губкина родилась идея провести конкурс молодых поэтов, студентов московских институтов. Эта светлая мысль возникла в голове заместителя руководителя Центра молодежной политики Наталии Николаевны Комаровой. Идея была поддержана руководством, хотя и с большими сомнениями в успехе. Благословясь именем Пушкина, мы провели наш первый конкурс. Организаторы тогда сами не знали, что из этого получится. А получилось то, что уже через год конкурс стал всероссийским, а еще через год обрел статус Пушкинского молодежного фестиваля искусств, количество номинаций которого всё увеличивается, но главной остается поэтическая. Ежегодно в нём принимают участие до 100 вузов России. Более 200 молодых поэтов пробуют свои силы. Их творчество оценивает жюри. В которое входили в разные годы известные поэты, такие как Владимир Костров, Ольга Седакова, Владимир Корнилов, Владимир Британишский. Сейчас работает постоянный состав. Это председатель жюри, член-корреспондент РАЕН, старший научный сотрудник Литературного музея Григорий Зобин, поэты Кирилл Ковальджи, Татьяна Кузовлева, Александр Зорин и постоянный член жюри, автор этих строк Елена Калугина, руководитель студии "Зеленая лампа" (история русской поэзии). Которая уже 24 года успешно существует в стенах РГУНГ им.И.М.Губкина.

Итогом конкурса является ежегодный сборник стихов "Современники", в который входят лучшие стихи, представленные на конкурс, прекрасно проиллюстрированный такими же молодыми художниками. Для многих публикация в сборнике - первая в их жизни. Станут ли все они поэтами? Вряд ли. Но главное - они знают, что их голос услышат, что они приобрели друзей-единомышленников и совсем не одиноки в этом суровом мире. А для кого-то участие в фестивале становится первым успехом на профессиональном поприще. Мы гордимся тем, что именно с наших конкурсов начинался путь уже известных авторов. Это, например, Инга Кузнецова, Борис Рыжий, Елена Баринова, Ян Шенкман, Ольга Рычкова и другие.

Мы убедились, что наш фестиваль необходим для молодой, ищущей, думающей, глубоко чувствующей души. И для нашего общего будущего. Потому что он стремится поддержать ту, лучшую часть молодежи, которую интересует не вопрос "кто пойдет за Клинским", а значительно более серьезные вещи, и которая хорошо знает, что для плодотворной работы мозга вовсе не достаточно съесть ореховый батончик. Творческому человеку необходим выход к людям, необходима среда, которая может оценить плоды его трудов. Не так просто молодому поэту найти единомышленников на огромных просторах нашей Родины. Мы стараемся помочь ему в этом. За десять лет существования поэтического конкурса нам удалось собрать и перезнакомить десятки молодых поэтов, живущих в самых разных уголках страны и даже за ее рубежами. Вообще, география конкурса весьма обширна и интересна.

Загляните в сборник, и вы убедитесь, что "вирусом" поэтического творчества заражена буквально вся Россия. Вот уж где нет никакого разделения на "столицу" и "глубинку". Нашими лауреатами становились молодые поэты из Стерлитамака, Зеленодольска, Сочи, других небольших городов. Шлют нам на конкурс стихи из Архангельска и Днепропетровска, из Пскова и Владивостока, Сургута и Махачкалы. Нас радует, что наша география становится все шире.

Представьте себе: каждый год с февраля по апрель с надеждой и ужасом вы наблюдаете, как постепенно растет стопка стихотворений, присланных на конкурс. Число их доходит до полутора тысяч.

С ужасом - потому что надо их все прочитать, причем внимательно, чтобы не проглядеть пусть малую, но обнадеживающую искорку таланта. С надеждой - потому что всегда надеешься на открытие настоящего поэта. И эти надежды зачастую сбываются.

Ниже мы познакомим вас с творчеством некоторых наших лауреатов разных лет. Это пока еще совсем неизвестные имена и малая часть тех, кто удостаивался лауреатства. Может быть. Со временем мы сможем познакомить вас и с другими авторами. Сегодняшний выбор почти случаен. Прежде всего хочется показать, какие они все разные, но, безусловно, интересные.

Творчество - естественная человеческая потребность. Поэзия - не забава. Не все рифмованные строчки достойны этого названия. Поэзия - прежде всего - непрерывный труд души, способность увидеть новое в привычном, это, если угодно, - талант открывать новые миры и дар найти точное слово, чтобы поведать о них другим. Ведь, в сущности, круг тем лирической поэзии не так широк: любовь, разлука, смерть, единение с природой - сколько об этом уже написано, и кажется, что можно еще добавить, особенно после Пушкина, Тютчева, Блока, Ахматовой?

Но у истинного поэта всегда находятся новые слова, новые мысли и рождаются новые прекрасные стихи. Поэзия в России - бесконечна. И наш конкурс - тому подтверждение.

Примите к сведению: конкурс проводится ежегодно. Количество присылаемых стихов-5, можно-6, если шестое - на Пушкинскую тему. Крупные формы - поэмы, венки сонетов не рассматриваются. Возраст конкурсантов ограничен 30 годами. Срок подачи конкурсных произведений - февраль-апрель. Стихи можно присылать, оформив заявку на участие, по почте на адрес оргкомитета фестиваля:

119991, ГСП-1 г. Москва, В-296 Ленинский проспект, 65,

Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина.

Центр молодежной политики.

Телефоны: (495) 930-93-27.

Факс: (495)135-88-95.

E-mail: festival@bk.ru

Подробности об условиях участия смотрите на сайте:

http://www.gubkin.ru/ ссылки: досуг, культурная жизнь, Центр молодежной политики

Еще несколько слов о о студии "История русской поэзии". В студию приходят как пишущие стихи, так и просто все желающие узнать что-то интересное (таким я , как руководитель студии, особенно рада). Занятия проходят еженедельно по четвергам с 18.30 в здании ДК РГУНГ им. И.М.Губкина в ком.35. Могут приходить не только студенты нашего университета, но и все желающие. Однако "пришельцам" надо предварительно связаться с Центром молодежной политики для получения пропуска на территорию РГУНГ. А теперь вернемся к стихам наших лауреатов.

СТИХИ АВТОРОВ КОНКУРСА

Шепель Артём. Виды Атлантиды


Чрезвычайно печально
Минорное "ля"
Аутичные пальцы зачали
Очень скоро случайная наша земля
От борта каравеллы отчалит

Содрогнувшись от мачт и до самых низов
И прощально плеснув парусами
Каравелла помчит догонять горизонт
Заблудившийся меж небесами

Каравелле ловить томный шёпот волны,
А земле - оставаться за бортом
Дребезжащей струной позвоночника ныть
Бытие именуя абортом

Что поделаешь - так уж в веках повелось -
Основание мира - двояко
Здесь одним достаётся скрипучая ось,
А другим - надорвавшийся якорь

Здесь одним оставаться - другим уходить
Бороздить незнакомый фарватер
Основание мира выносит вердикт
И попытка оспорить - чревата
...
Но однажды
(наверное, лет через сто)
Под давленьем тоски беспричинной
Крепостная земля, обернувшись китом,
Погрузится в морскую пучину



Шепель Артём. Хайре


Привет.
Здравствуй.
Как сам?
В норме.
Пишу что-то. Живу как-то.
Пока нить не прервут Норны,
Могу даже сожрать кактус.
Привет.
Здравствуй.
Как жизнь?
Хуже -
Семья, дети... Пашу - лошадь. Живот - шире. Душа - уже...
Стихи пишутся?
Нет - гложут.
Привет.
Здравствуй.
-Ты как?
Финиш.
Песком сыплюсь - совсем старый.
Скажи, Небо, когда ж вынешь
Живой дух из гнилой тары?
- Привет?... Здравствуй?... Молчишь? Ладно.
Ушел, значит, другой Байрон,
А жизнь вышла, как стих складный,
Усни с миром.
Прощай.
Хайре.



Шепель Артём. [велосипедное]


с каждым днём я звучу всё тише
всё менее гордо
невыносимая лёгкость
всё менее выносима
наши велосипеды
разбежались
по разным концам города
а до этого были вместе
многие долгие зимы
стояли сцепившись насмерть
педалями и рогами
казались обречёнными
на падение
друг без друга
изношенная резина
всех четырёх камер
медленно и неизбежно
утрачивала упругость
они не замечали
ни этого
ни прочих признаков коррозии
ни притупляющей некогда яркие краски пыли
они не заметили даже
того, что их бросили
Те_Которые_Сверху
бросили и забыли
когда же Они явились
все из себя завистливые
чтобы разъединить их
совершить бескорыстную мерзость
подступившую ночь оглушило
таким неподдельным визгом
что он воспалённому слуху
мог показаться предсмертным

потом один из них тронулся
вертлявой скрипучей ступой
(если совсем по-русски
можно сказать - еле-еле)
и я почему-то
чувствовал себя преступником
угоняя с твоего балкона
свой собственный велик
и, веришь, мне стало стыдно
я слез и поплёся рядом
придерживая, чтоб не падал
этого несчастного-бедного
мало ли что там в этой
"холодной железке" спрятано
только не вздумай спрашивать
при чём тут велосипеды



Шепель Артём. [1/1] (один на один) - из цикла [джинтоника]


из общей картины мира выпадают осадки
малышня со скрипом задвигает на санки
снаряжает сачки
идёт их ловить
99% браков распадается по любви
оставшийся один
в поле не воин
потому что для счастья нужно хотя бы двое
по крайней мере так говорят
не спал четыре ночи подряд
угадывал потолок
слушал сквозняк
потом сквозь него проступила возня
мышиных соседей за голой стенкой
что-то они делили
наверное деньги
слушал
слушал
не выдержал
встал
пошёл
ночью на улице особенно хорошо
ночью истерика города сходит на нет
он успокаивается
перестаёт реветь
редкие встречные явно с других планет
особенно эта
со снастью наперевес
глаза диковатые и отчего-то печальные
как меня с размаху припечатают
аж задохнулся
ляля ты чо
изловила в свой проворный сачок
что там такое
слабо говорю показать
девочка поспешно отводит глаза
очень трогательно краснеет

мне бы сейчас взять и остаться с нею
а я вместо этого как образцовый лох
где-то теряюсь
не заценив улов



Шепель Артём. ***


Дуй в свою дудку пальчиковый мой Нильс
разве не видишь крысы на звук ведутся
лунная тропка трапом войдёт в карниз
и поменяет дудочку на кадуцей
следуй за ней ты же почти крылат
где им на задних да за тобой угнаться
главное чтобы ноги не шли в разлад
с нотами
даже на уровне интонаций
ты батарейка значит давай питай
пусть они верят в бред, а вернее в брод
и
что бы ни шло по прытким твоим пятам
не позволяй себе главное оборота
даже когда казнят
главное не казнись
в щель между тучами клином заходит стая
дуй в свою дудку осоловелый Нильс
пусть верещит словно её пытают



Александр Ильинский. Легенда


Чёрный Птич когтист и страшен,
Чёрный Птич не пташет брашен:
Тополапит у ворот,
Синеглядов стережёт.

Как увидит синегляда -
Клёц,, и зазигзится рядом,
Отемяшет, освитит,
Ошуршит и окогтит.

Над оглядью Лукомори
Песнь свою протараторит,
Распрямится во весь рост
И помчится между звёзд.

За последним звездопадом
Птич застывшим синеглядам
Улыбнётся на лету.
И - отпустит в пустоту.



Александр Ильинский. В поезде


Листает осень за стеклом вагона
Янтарные обрывки летних дней.
До стона нереальные, до звона
Застыли блики облаков над ней.

В кочующих колёсных перестуках,
В полётном плеске блекнущих дерев
Мне слышится такая сила звука,
Что я молчу пред ней, окаменев.

Так, перед лавою аплодисментов
Обвально затихает полный зал
И жизнь твоя - всего лишь кинолента
В людских глазах как в крошеве зеркал.

И осень, пробегающая мимо
Моей отчизны и чужих отчизн
Как смерть - внезапна и непоправима,
И также невозвратна - как и жизнь.


Лилия Егорова. ***


Трудностей много. Времени мало.
Кто-то сказал -и в душу запало,
Кто-то сказал (иль это сама я?):
"Я - это то, что я выбираю"

Нет, не поспоришь с мудростью этой.
Вечны - вопросы. Личны - ответы.
Пусть не рождаясь, но умирая
Я- это то, что я выбираю.

Не пересилить правде всей фальши?
Будешь молчать? До гроба? А дальше?
В терминах даже ада и рая
Я - это то, что я выбираю.

Вниз - это просто. Вверх - это трудно.
Надо решаться. Ежеминутно.
Повод подумать, стоя у края:
Я - это то, что я выбираю.



Лилия Егорова. ***


Казань. Улица Баумана. Ночь.
Играет худенькая девочка на флейте,
Как веточка осенняя, хрупка.
А вы сломайте, оборвите, вы посмейте...
Не может быть, чтоб поднялась рука.
Я вижу звуки, улетающие в небо,
Где нет сегодня ни одной звезды.
Контраст.- на фоне городского ширпотреба
Трель соловья, журчание воды.
Любуйтесь кружевом мелодий, слёз испейте!
В глазах темно от ламп и фонарей.
Играет тоненькая девочка на флейте,
И звёзды зажигаются над ней.



Лилия Егорова. ***


Когда-нибудь придет полуфинал,
В конце тоннеля воссияет ЗАГС.
А школьница влюбилась в идеал,
Сосед по парте - форменный дурак-с.
Урок - тоска! Она зубрит латынь
И пишет письма бабушке в стихах.
Когда душа полна таких святынь,
Уместно ли погрязнуть в женихах?
Они - воображалам лишь трофей,
В ДК, во тьме, топтаться под медляк...
А Эвридика ждет. Ее Орфей
Вот-вот покинет друганов-гуляк
Они сыграют партию в аду -
Не зря ж гитару мучает в кружке!
И стены ада гулко упадут,
Ударив историчку по башке...

... А через восемь с половиной лет
Пора достать латынь, сыграть в лото.
Другого смысла в этой сказке нет -
Не Лотова жена. Тем паче, что
Орфей, урод, оглядываться стал,
Свинья почти доела, Бог не спас.
Ну, школьница? Влюбляйся в идеал
В сто сорок первый с половиной раз



Лилия Егорова. ***


Ты веришь в себя и поэтому веришь в меня...
Не каждому выдержать этакую амплитуду,
Но ты в себя веришь, и ось минус игрек - фигня,
Когда через ноль и плюс икс ты стремишься оттуда.
Декартова ось возмущается - "дали поспать бы!" -
Опять беспокоишь ее, как струну, теребя,
И снова моя маета заживает до свадьбы.
Я верю в себя, потому что я верю в тебя.



Валентина Краснопирка. ***


Быть женщиной до кончиков ногтей -
Всего лишь куклой с ярким макияжем;
Товаром в сфере купли и продажи;
Причиной чьих-то роковых страстей,
Как дама пик среди других мастей...
Любить того, кто не достоин даже, -
Но видит Бог, что нелегка поклажа:
Быть женщиной... До кончиков ногтей!
Быть женщиной до кончиков волос -
А значит с некой долей эпатажа
Играть все роли как толпа прикажет;
На смех и плач - всегда особый спрос...
Пускай в чередованьи двух полос
Та шире, что подчас чернее сажи, -
Вам не понять, насколько жребий важен:
Быть женщиной... До кончиков волос!



Валентина Краснопирка. ***


Я выхожу на перекресток
Дорог и судеб.
И сделать выбор мне непросто
И в спину люди
Толкают, и торопит время...
- А мне так трудно!
Я затерялась между теми,
С кем шла, покуда
Нам было по пути... Теперь я,
Едва живая,
Стою в толпе, безмолвной тенью,
Увы, не зная,
Зачем еще идти... И болью
Сковало ноги -
А мне б отдать себя на волю
Судьбе-дороге,
Но это так беспечно... Я же
На перепутье
Все жду, что кто-нибудь подскажет,
Куда свернуть мне...
- Стоять на месте - безопасно.
Без всякой цели
Мы выбираем ежечасно
- Но по себе ли? -
Дорогу иль судьбу... Однако
Сей выбор важен.
Но нет подсказок или знаков...
И может, даже
Ты, выходя на перекресток,
Увидишь - там я...
И вдруг подумаешь: "Непросто..."
- О том же самом.



Михаил Фридман. ***


Я нежусь в одиночестве своём,
Которое латентно-магнитично.
Грядущее засеяно быльём.
Прекрасно то, что мы ещё живём,
Что жизнь идёт, и счастье в ней вторично!

Я абстрагируюсь, мне грустно меж людей,
С самим собой гораздо интересней.
Живёт народ с терпеньем лошадей,
Желая хлеба, зрелищ и идей,
Чтоб косяком лететь на смерть под песни.

Чтоб строить, разрушать и строить вновь,
Грешить, чтоб каяться, а каяться, чтоб снова,
Испытывая в Господе любовь,
Со скепсисом волною выгнуть бровь
И в тишине нахмуриться сурово.

Земля! Я погребён с людьми живьём,
За что - не знаю, может, нет ответа?...
Хранитель уникальных хромосом,
Я нежусь в одиночестве своём,
Мутируя из юноши в поэта.



Сторонкина Анастасия. Ужасы


Страшно! А вдруг мне залипнет
В голову слово "подшипник",
А за компанию "шпонка",
"Шпилька", а может и "шкив".

Станут они шебуршиться,
Шикать, шуршать, шевелиться...
Тут ведь не то, что девчонка -
Парень остался бы жив.



Сторонкина Анастасия. Петербуржец


Пока я сплю в одном носке
И нервно дергаю ногой,
Ты ходишь неизвестно с кем
По петербургской мостовой.

Пока я порчу прикус о
Гранит технических наук,
Ты обсуждаешь Пикассо,
Вставляя Мальборо в мундштук.

И на меня тебе плевать
С высотного жилого дома,
Но я не в праве осуждать,
Ведь мы с тобою не знакомы.



Сторонкина Анастасия. Хорошее


Водитель новенького Порше
Водой из лужи окатил.
На самом деле он хороший -
Куда-то просто он спешил.

В метро, шагнув неосторожно,
Мужчина отдавил Вам ногу.
На самом деле он хороший -
Народа просто очень много.

Пять человек из ста опрошенных
Послали Вас отборным матом.
Они, поверьте мне, хорошие -
Их просто донимать не надо.

Хоть чуточку, ну хоть с горошину
Есть в каждом что-нибудь хорошее.



Сторонкина Анастасия. Другу


Не признавайся мне в любви!
Не надо нашей дружбы рушить.
Я не люблю тебя. Увы!
Но ты как друг мне очень нужен.

Ну с кем еще, подумай сам,
Я погуляю по карнизам
И поболтаю по душам
Но без душевного стриптиза?!

Не признавайся. Промолчи.
Признанье - для разрыва пища.
Объятья дружбы горячи,
А от добра добра не ищут.



Сторонкина Анастасия. ***


В правом кармане радуга,
В левом - три горсти звезд.
Я поделиться рада бы,
Только встает вопрос:

Если тебе не надобны
Эти дары мои,
Может, не стоит падать мне
И умолять: "Возьми!"

 
Голосование по этому произведению окончено
Оставить комментарий

поиск

Калугина Елена

Елена Сергеевна Калугина, коренная москвичка, по образованию программист, хотя всю жизнь тяготела к гуманитарным дисциплинам. Работала по распределению на Урале в п/я Челябинск-50, после возвращения в Москву работала в ЦСУ, в средней математической школе №2, уже более 40 лет работает в РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина. В 1983 году создала студию «История русской поэзии». К 1991 год...

 

Публикации в журнале ПРОЛОГ:

С ВЕКОМ НАРАВНЕ. (Поэзия), 071
ПУШКИНСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВ. (Патерик), 065
 

Просмотров:

Оценка:


© Москва, Интернет-журнал "ПРОЛОГ" (рег. номер: Эл №77-4925 свидетельство № 022195)
При использовании материалов сервера ссылка на источник обязательна тел. +7 (495) 682-90-85 e-mail: fseip@mail.ru