Главная
Проза
Поэзия
Драматургия
Публицистика
Критика
Юмор
Грот Эрота (16+)
Проложек
Нечто иное
Русское зарубежье
Патерик
 

Сергей Надеев

г.Москва

В ПУСТОТУ

Про поэзию

А я, как Чапай, опять с шашкой. Не боюсь показаться смешным, ибо речь веду о серьёзном. Мне, как всякому разумному эгоисту, хочется, чтоб вокруг были только хорошие стихи, раз уж их читать приходится, – я читать люблю, а от плохих и затошнить может. Потому и пытаюсь вразумить, кого по силам. Правда, мой опыт такого разъяснения своеобразен: двум девочкам за свою жизнь я растолковывал, почему стихи бывают плохие и как писать хорошие. Обе больше не пишут. Одна в театр подалась, другая вообще исчезла. А ведь неплохо начинали обе… Я их спас. Самый простой рецепт: можешь не писать стихов – не пиши.

Наверное, буду не прав, если потребую, чтобы каждый пишущий безоговорочно и всерьез задумался, зачем он это делает. Этот вопрос встает однажды сам собой, либо вообще счастливо не случается. Мы пишем в свое удовольствие, и уже дело вкуса, какой уровень собственного писания доставляет нам это самое чувство. Упиваясь сладостным умением плетения словесных кружавчиков и увлекаясь разрешением головокружительных формальных задач, мы часто говорим себе: «А ничего, вообще-то неплохо, вполне сойдет…», – поленившись подыскать более точное слово, либо, наоборот, ради «точности» выражения мысли поступаясь техникой и грамматикой, тщась выдать этот провал за новаторство, стеля соломку лукавых объяснений. А ведь, зачастую, банально стоит вопрос техники, профессионализма. («Даже знаменитое «морозы (читатель ждёт уж рифмы...)» можно рассматривать и как более-менее удачную уловку, и как замаскированное бессилие. Все эти «поэзия должна быть...» – ГЛУПОВАТА... УГЛОВАТА... ПРОСТОВАТА... ВОРОВАТА... Одним словом – вата. Хотя она, поэзия, наверно, не в рифмах. Не в рифмах в первую очередь. Но я не знаю хороших рифм у плохого поэта. «Где же моя длинноногая, где же моя востроглазая? Любил её понемногу я, не трогал её ни разу я, она расцветала розою, а я поджидал с пристрастием, как жизнь её гнула в позу «ю», мелея банальным Каспием», – раздраженно рассуждает герой «Калигорского».) Жаль, что страсть к версификационному мастерству не наша национальная черта. Это только в Исландии по сию пору поэт, допускающий хотя бы малейшие ошибки в стихосложении, не имеет шанса добиться популярности, не может прослыть «большим поэтом».

И все-таки, что же такое поэзия и что такое поэт? Горы, монбланы книг написано на эту тему. И хоть на йоту продвинулись?

Самые известные определения поэзии – это Колриджа: «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке» и Теодора де Банвиля: «Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке».

Но еще до них Аристотель определял поэзию как внутренне оформленную речь, противостоящую по своему гармоническому и ритмическому строю «голым словам», а Филип Сидни в 16-м веке писал в своей «Защите поэзии» сетовал: «стихотворчество есть лишь украшение Поэзии, но не ее суть. Много было прекраснейших поэтов, которые никогда не писали стихами, зато теперь у нас хватает рифмоплетов, не достойных называться поэтами».

Древние мексиканцы определяли поэзию как ветер из обители богов;

им вторит Василий Жуковский: «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли».

И далее:

Гегель видит поэзию как искусство речи;

Александр Бренер: Поэзия есть звук, не музыка, а именно человеческий звук. Проще говоря, вопль, ибо что есть человеческий звук в своём пределе;

Эмиль-Мишель Чоран: Настоящая поэзия начинается за пределами поэзии;

Гастон Башляр определил поэзию как некую метафизику во мгновение;

Эмили Дикинсон говорила, что она узнаёт поэзию по тому ледяному холоду, от которого, кажется, не согреться уже никогда;

Потебня А.А.: Поэзия есть создание обширного значения посредством единичного словесного образа. Основное условие существования поэзии – иносказательность в широком смысле;

Борис Скотневский называет поэзию преодолением банальности;

Б.А. Грифцов: Поэзия – особая повышенная действенность;

Илья Эренбург называл стихи (в частности Осипа Мандельштама) «формулами звукового блаженства»;

в свою очередь, Мандельштам считал, что Поэзия – плуг, взрывающий время так, что глубинные слои времени, его чернозём, оказываются сверху;

Григорий Амелин: Поэзия – всегда поэзия поэзии. Поэзия есть изображение, доказывающее невозможность изображения того, о чем говорится.

Апофеозом же невнятицы служит «Определение поэзии» Бориса Пастернака, породившее множество подражаний.

Словом, по представлениям поэтов, поэзия – это «музыка души», «душа вещей», «круто налившийся свист» и т. д. и т. п. – нематериально и условно. Следовательно, из их логики, поэзия – это то, что не поддается определению.

Вот и авторы тома «Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий» (М.: Издательство Кулагиной, 2008), видимо, вконец отчаявшись, вовсе опустили дефинцию «Поэзия» в своем объемном труде. Статья «Проза» есть, а вот с поэзией…

Уже не один век мы плачем об умирании искусства. Факт, на мой взгляд, бесспорный. Но никто не оспаривает и того, что идет тлетворный процесс вымывания сакрального, и поэт из посвященного в некие гармонические тайны (помните, и у древних шотландцев, и у скальдов, и у арабов, до принятия ими ислама, хулительным стихам приписывалась магическая сила, а строфа «сильного поэта» вызывала проказу или другую тяжелую болезнь, даже смерть, поднимала мертвеца из могилы и т. д.?), чувствующий куда как тоньше и вернее, превращается в технологически оснащенного индивидуума, коим может стать любой. Происходит замещение избранности начитанностью, владения сокровенным – суммой приемов. Показалось в какой-то момент, что достаточно небольшой инакости – и ты уже индивидуальность. Если занижать планку – с этим нет желания спорить. И все же стоит помнить, что магические свойства поэзия приобретает лишь при виртуозной технике. «Неточность слов не обретает смысла», – как сказал современный нам поэт.


Но поэзия – преодоление общих мест.


Пафос моего выступления не в том, что все современное плохо и мелко, – Боже упаси, – я толерантен и всегда похвалю за какую-нибудь чепуховину. Я о том, чтобы тот, кто еще способен, задумался бы всерьез и попытался что-то изменить в себе. И не путем переживания личной трагедии, как это обыкновенно, а путем напряженной душевной работы. Я против самодельных стихов. Потому как поэт обо всем говорит свои слова. И должен за них отвечать.




ПОЭЗИЯ

Вот это солнце крупное над лесом –
Его не выдумать, как рифму к слову «лес»,
Ему не надо ни уподоблений,
Ни правил грамматических
– Увы! –
А я, не поднимая головы,
Ступаю крадучись, на пальцы припадаю –
Всё слушаю как в сумерках травы
Волынка плещется. А где – не угадаю.
В кустистых зарослях то дудочка, то лютня.
А может быть, трезубый гребешок.
Куда как весело! И так простоволосо!
Надёжно прячется классический сверчок
В прогретой насухо, прямой траве откоса.

Лицо опустишь – словно жизнь приблизишь:
Солодка, тимофеевка, хвощи.
Да нетерпенье: – Вот бы изловчиться,
Зажать меж пальцами – пищи и трепещи! –
Протянешь руку, чтобы ухватиться, –
ан колется…
Безумцы! Скроется – не высвистать на волю.
Жизнь – проще некуда, а в руки не идет.
Как тот сверчок, на корточках, в пол-уха.
В траве бумажной кто его спугнёт,
Покашливая вежливо и сухо?

Да, впрочем, верно, это не моё –
Ловить кузнечиков:
Бросаться на колени,
Грести ладонями и разжимать в горсти –
Кострец изломанный, скорлупки светотени. –
Богатство целое! Кому преподнести?
Без музыки…
Но слева – мандолина.
Или же слух очнулся и болит?
Стою и слушаю: напротив и правее.
Свербит и мается, как будто давний стыд.
Над лесом ветрено.
Какую боль навеет?

 
Голосование по этому произведению окончено
Оставить комментарий

поиск

Надеев Сергей Александрович

Родился в 1956 г. в г.Арбаж (Кировская обл.). Окончил Волгоградский политехнический институт. В начале 1990-х входил в мегагруппу саратовских поэтов «Кокон». Печатается как поэт с 1973 г. Автор поэтических книг «Редкие письма» (1990), «Игры на воздухе» (1994), «В библиотеке снов» (2006), книг прозы «Чужой сюжет» (1998), «Калигорский» (2002), а также аудиокниги «Последний поэт» (2008...

 

Публикации в журнале ПРОЛОГ:

В ПУСТОТУ. (Патерик), 073
 

Просмотров:

Оценка:


© Москва, Интернет-журнал "ПРОЛОГ" (рег. номер: Эл №77-4925 свидетельство № 022195)
При использовании материалов сервера ссылка на источник обязательна тел. +7 (495) 682-90-85 e-mail: fseip@mail.ru