Главная
Проза
Поэзия
Драматургия
Публицистика
Критика
Юмор
Грот Эрота (16+)
Проложек
Нечто иное
Русское зарубежье
Патерик
 

Наташа Северная

г. Днепропетровск (Украина)

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВАВИЛОН


Впервые я попала в Липки в 2009 г. Именно тогда Фонд СЭИП придал Форуму молодых писателей России статус международного, и в название добавилось «с участием молодых писателей из стран СНГ и зарубежья». По своей значимости и содержательности идея президента фонда СЭИП Сергея Филатова – создание многонационального литературного товарищества – не имеет равных. На Украине мероприятий такого уровня и размаха нет в принципе. Сергей Филатов стал преемником советской традиции совещания молодых писателей, которые проводились раз в четыре года. По итогам совещания, кого-то рекомендовали в Союз писателей, кого-то издавали тиражом 100, 200, 300 тыс. экземпляров книг. При любом раскладе начинающий автор получал путевку в большую литературную жизнь, он приходил неизвестным, а уходил с именем. Многие мэтры современной русской литературы (В.Аксенов, Э.Успенский, и др.) – выходцы из тех самых совещаний молодых советских писателей.

Могу сказать без преувеличения - Липки стали для меня культурным шоком. Вдруг оказаться среди таких, как ты – пишущих и думающих о литературе, не как об отвлеченной материи, а как о чем-то реальном и жизненно необходимом – дорогого стоит. Варясь в «собственном соку», участвуя в местечковых украинских фестивалях, больше смахивающих на посиделки в сельском ДК, меня поразил размах, организация и уровень Форума. 180 человек из всех регионов России, Кавказа, Украины, Белоруссии, Молдовы, Армении, Грузии, Казахстана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, Литвы, Германии, Чехии, Финляндии на протяжении недели жили в подмосковном пансионате «Липки», работали в мастер-классах, посещали лекции и творческие вечера известных современных писателей. Обучение литературному мастерству, передача опыта, наращивание тонкой нити, на которую нанизывались поколения, проходило в сжатые сроки и в жестких условиях. Именно напряженность и концентрация настраивали на рабочий лад, не позволяли семинарам скатываться к банальным посиделкам и примитивным разборкам, коими нашпигованы союзы писателей и местечковые конкурсы. Но самое главное, это общение. Именно в Липках я особо остро почувствовала, в какой культурной изоляции живу в одном из крупнейших и промышленно развитых городов Украины - Днепропетровске. Где еще, как не в Липках можно побывать на творческих вечерах и задать вопрос Михаилу Веллеру, Леониду Юзефовичу, Юрию Вяземскому, Владимиру Маканину, Дмитрию Быкову, Владимиру Личутину, Павлу Басинскому, летчику – космонавту Алексею Леонову! Вряд ли на Украине я когда-нибудь увижу всех этих людей. К своему огромному стыду, только в Липках я узнала, что «толстые» литературные журналы – «Новый мир», «Звезда», «Знамя, «Октябрь», «Москва», «Вопросы литературы», «Дружба народов» и др. - живут и здравствуют, а главные редакторы являются руководителями мастер-классов. Какой смысл молчать о том, что книжный рынок Украины завален низкопробной литературой с космическими ценами и учебниками, которые с завидным постоянством каждый год переписываются. Возможность выписывать толстяков нет, а зачастую многого не найдешь и из современной русской прозы, только брендовые имена, начинающим и подающим надежду путь на украинский книжный рынок заказан.

Именно в Липках я воочию увидела и почувствовала разобщенность Русского мира и сколь зыбко в нем место писателя. Русский глагол больше не жжет, не направляет, не перепахивает душу. Автор утратил социальный статус в обществе, а от этого не пользуется ни уважением издательств и уж тем более читателей. Формула «мы самая читающая страна в мире» исчезла вместе с Советской Атлантидой. И это наглядно демонстрируют Липки. Молодые, задорные, энергичные авторы предпочитают читать самих себя. Русская и зарубежная классика не вызывает интереса, а навевает скуку и тоску. Многоликий, многообразный мир сузился до точки во Вселенной. Сколько эта точка способна дать? И какое ее место в литературной перспективе? Может поэтому будущее русской литературы невидимо и непонятно даже для маститых писателей? Одна из миссий Форума – объединение литературных поколений, укрепление Русского мира. Если это не делать сейчас? То когда?

В 2010 году Форум отметил юбилей – десятилетие, а посему творческая встреча с первым поколением «липкинцев», ныне современными известными писателями – Захар Прилепин, Денис Гуцко, Герман Садулаев, Роман Сенчин, Сергей Шаргунов – обрела символический привкус. Потребность в хорошей и качественной литературе есть, в один голос утверждали представители нового поколения литераторов, выросшие в стране с дурным вкусом, без героев и идей, где нужда в алкоголе и наркотиках намного сильнее, нежели в чтении и желании учиться. Возможность найти в литературе свою нишу и читателя есть у каждого. «Места хватит всем, - подвел итог Захар Прилепин, - издательства ищут талантливые и оригинальные рукописи». С немым удивлением слушала я замечательного русского писателя и не могла отделаться от назойливой мысли «О чем он говорит? О каких издательствах?» Уважаемый Захар Прилепин, покажите эти чудные издательства! Дайте их адреса, фамилии, явки! Что ж вы их для себя то держите, поделитесь с нами! Начинающий автор знает сколь тяжко пробиться в печать, а на ожидание «первой ласточки» порою уходят годы. Тяжелый литературный творческий процесс «уважаемые» издательства обесценили, сведя его к бизнес-проекту, (вот бы увидеть лицо Льва Толстого, если б он узнал, что романы можно крапать и за три месяца), а писателя поставили в унизительное положение просящего: «ну пожа-а-а-луйста, ну возьми-и-и-те, я хо-о-о-роший». Пичканье читателя литературным ширпотребом дало всходы – выросло поколение ни имеющее литературного вкуса. В такой ситуации серьезные думающие авторы обречены на прозябание. Многие липкинцы надеются поправить безнадежное положение публикацией в «толстом» журнале. Но и в этом случае самое вкусное достается избранным. С большой надеждой на толстяков смотрят ребята, в чьих странах русский язык прозябает, умирает, подвергается гонению. Но, увы, политическая коньюктура в этом вопросе сильнее творческой истины. Вообще начинающим автором мало кто хочет заниматься: хлопотно, темная лошадка, непредсказуем. Так что литературный путь и тернистый успех – ответственность молодого писателя. Кто не испугался, не дрогнул, не усомнился в себе тот и сел на коня. Вроде бы справедливо, но в тоже время жестко.

Надежда, обретение веры в собственные силы, талант, желание работать и совершенствоваться – главные составляющие творческой рабочей атмосферы Форума. И общение… Многогранное, содержательное, яркое – новые друзья, связи, контакты. Творческие вечера оставляющие глубокий след: интеллигентный, содержательный, тонко чувствующий Леонид Юзефович; добрый, с легким налетом гламура Захар Прилепин; непростой, амбициозный Сергей Шаргунов; доброжелательный, с детской наивностью в глазах Герман Садулаев; сдержанный, сосредоточенный Денис Гуцко; одинокий, закрытый Роман Сенчин; харизматичный, веселый Дмитрий Быков; циничный, умный Михаил Веллер – каждый из них от себя что-то дал, немного, но для внутренних и внешних ориентиров достаточно. На Форуме есть уникальная возможность осторожного трепетного прикосновения к чужой культуре, к пониманию национального менталитета чеченцев, грузин, ингушей, казахов, эстонцев. Это когда-то мы были одной страной, а сейчас только на карте и можно посмотреть Грузию, Белоруссию, Прибалтику, Узбекистан, Казахстан… Украинцы держатся разобщено с затаенной обидой, что опять русские ущемляют их в правах; флегматичные высокомерные прибалты иронично посматривают на литературное столпотворение; сдержанные чеченцы мгновенно сдруживаются, охотно рассказывая о торговых центрах и кинотеатрах в Грозном; грузины и абхазцы умудряются ссориться даже за обеденным столом; русские много балагурят, пьют, пьют и опять пьют. Но было нечто, что всех нас разных в мироощущении, культуре, и понимании жизни на бескрайних просторах СНГ – сплачивало – мы говорили и писали на русском языке. Наверное, уместно задать вопрос, какую роль в этом процессе взяло на себя государство? Ведь в его интересах сплотить русских писателей, сохранить русское слово, русские литературные традиции. Самую главную роль, которая из года в год ограничивается зачитыванием поздравительных телеграмм от президента или премьер-министра, Все многомиллионные расходы лежат на плечах Фонда – проживание, лекции, семинары, издание сборников и прочая, прочая.

На протяжении Форума меня не покидало ощущение, что я внутри калейдоскопа: каждый день насыщен событиями, переживаниями, эмоциями. Формировалась особая специфическая среда, где я, впервые, чувствовала себя частью чего-то нужного и необходимого. В какой диссонанс все это шло с серой безысходностью, убогостью из которой я приехала!

Первое расставание болезненно – друзья по духу, товарищи по литературе, яркая, насыщенная жизнь – промелькнули, и вновь серая удрученность. Во второй раз, уже как рыба в воде – точно знаешь, после расставания будут новые встречи. Для многих из нас теплые воспоминания, атмосфера литературного товарищества – важное ощущение сопричастности друг к другу, не потерянности во времени и пространстве. Именно в Липках у меня появилось хорошее, обнадеживающее чувство – все не так плохо, как могло бы быть, если нас, молодых и энергичных собрать в одном месте, то получается оптимистическая картинка, прощупывается литературная система координат.

Безусловно, не все проходило гладко. Какие-то недоразумения, недомолвки вспыхивали и гасли – ведь у нас было слишком мало времени, чтобы тратить его еще на бытовые мелочи. Зачастую семинарам не хватало толерантности, умения понять и принять чужую позицию, иногда молодые авторы скатывались к склочности и оскорблениям. Что ж, конструктивной критике тоже необходимо учиться. Для многих липкинцев Форум – дебют в большой литературе, возможность быть прочитанным в Сибири, на Камчатке, Кавказе. Кто-то впрыгивает в поезд, мчащийся на всех парах с первого раза, у кого-то так и не получается. За десять лет через Липки прошло 1500 ребят, и только единицы – лауреаты престижных национальных премий, издаются и живут полноценной литературной жизнью. Очень хочется, чтобы крупные издательства России приглядывались к тому, что происходит в Липках, были заинтересованы во взращивании и поддержке молодых талантов, в построении идеологии страны. Чтобы государственные мужи, хоть иногда заглядывали в будущее и понимали – без сохранения русского слова и русских традиции России не будет. Герой не может появиться из ниоткуда, он - мысль, желание, действие писателя, который отражает и преломляет в себе судьбу поколения, судьбу Родины. Форум – многонациональный проект, словно Вавилон, в нем смешаны народы и крайне разное мировосприятие, личный жизненный опыт, и вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам он с завидным постоянством дает новые имена современной русской литературе.

 
Голосование по этому произведению окончено
Оставить комментарий

поиск

Северная Наташа

Участник Форума молодых писателей России и зарубежья в Липках (2009–2011). Победитель конкурса крупной прозы «Триммера 2010» в номинации «Приз читательских симпатий» за роман «Клеопатра». Вошла в шорт-лист Международного конкурса «Верность родному слову 2010–2011» (Россия).
Победитель и призер Литературно-издательского проекта «Пишущая Украина 2009–2011». Лауреат Серебряного п...

 

Публикации в журнале ПРОЛОГ:

ШАНС. (Русское зарубежье), 141
ПТОЛЕМЕИ: ЮНОСТЬ. (Русское зарубежье), 139
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВАВИЛОН. (Публицистика), 119
МОМЕНТ ИСПЫТАНИЯ. (Русское зарубежье), 117
ПО КИЕВСКОМУ ВРЕМЕНИ. (Публицистика), 115
ТРУДНО СТАТЬ МУЗЫКАНТОМ. (Русское зарубежье), 114
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ. (Русское зарубежье), 108
ТАНЦУЮЩАЯ С ОГНЯМИ. (Русское зарубежье), 105
ПРОВИНЦИАЛ. (Публицистика), 102
ПОСЛЕДНИЙ ШАГ (Русское зарубежье), 101
ШКОЛА. (Русское зарубежье), 100
СКАЗКА О ПРИНЦЕ СЕНМУТЕ. (Русское зарубежье), 098
МЫЛО. (Публицистика), 095
МЕМУАРЫ И ДНЕВНИКИ ИСТОРИКОВ КАК ИСТОЧНИК. (Публицистика), 092
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ СОВРЕМЕННИКИ. (Публицистика), 091
КОМЕДИЯ ЧЕСТОЛЮБИЯ ИЛИ ЖИЗНЬ ИГНАТИЯ ЛОЙОЛЫ ДО СОРОКА ТРЕХ ЛЕТ. (Русское зарубежье), 088
ПАДЕНИЕ ЗВЕЗДЫ, ИЛИ НЕМНОГО ОБ ОРЛЕАНСКОЙ ДЕВЕ. (Русское зарубежье), 086
ПАДЕНИЕ ЗВЕЗДЫ, ИЛИ НЕМНОГО ОБ ОРЛЕАНСКОЙ ДЕВЕ. (Русское зарубежье), 085
КРЫМ, МЫ И НАШЕ БУДУЩЕЕ. (Русское зарубежье), 082
 

Просмотров:

Оценка:


© Москва, Интернет-журнал "ПРОЛОГ" (рег. номер: Эл №77-4925 свидетельство № 022195)
При использовании материалов сервера ссылка на источник обязательна тел. +7 (495) 682-90-85 e-mail: fseip@mail.ru