Главная
Проза
Поэзия
Драматургия
Публицистика
Критика
Юмор
Грот Эрота (16+)
Проложек
Нечто иное
Русское зарубежье
Патерик
 

Ирина Сурнина

г. Москва

ПО-ВЕСЕННЕМУ

(Дмитрий Лукин. Весенний дуэт. Повести и рассказы. – М., «Вест-Консалтинг», 2013)

Книга «Весенний дуэт» Дмитрия Лукина – написанные в разное время новеллы, рассказы и повести, объединённые весенней радостью открытия женщины, а через неё – открытие героем себя. Герой этот может быть и юно порывист, и ироничен, и зрело раздумчив.

Когда-то Бунин в книге «Темные аллеи» мастерски обнажил тайную сторону любви, сумев показать не только разные оттенки влечения и волнующую красоту женской плоти, но и глубоко скрытые человеческие побуждения и странности. Нелегко же писать после Бунина и других русских классиков! Однако молодой писатель имеет смелость находить и видеть что-то своё. Никому не веря на слово, автор пытается сам разгадать тайну, руша привычные любовные стереотипы. Он откровенен, для кого-то, может, шокирующе.

Дмитрий Лукин неутомим в поиске натуры, он готов писать самых разных женщин, иногда успевая сделать с них лишь наброски, как в повести «Чужая душа – потемки». Главное, чтоб хорошая сама по себе активность не переросла в скоропись, в бездушную погоню за впечатлениями. Иногда пишущий герой Лукина даже проговаривается: «чувствовал, ответы Нины необходимы для его сочинений» или «безумно хочу писать, но не люблю людей». А жаль… Вспоминается Горький с его каким-то очень бережным, сердечным отношением к женщине, причем и к той, что потеряла себя. Вообще, отношение к женщине характеризует как самого писателя, так и эпоху.

Герой Дмитрия Лукина достаточно странен. Он готов преклоняться перед Красотой, вступать ради неё в самые причудливые отношения с женщиной – наблюдать, уступать другому, уменьшаться. Но может очень быстро перерасти её и уже свыше иронично вершить свой суд. Раннему автору легче замечать недостатки, окарикатуривать, ему бывает трудно соблюсти художественную меру и человечность.

В более зрелых рассказах приходит мудрое, благодарное отношение к женщине. Как отличается, скажем, довольно плоская «Подмосковная лирика» Лукина от рассказа «Там, где мычит корова» с его тёплой интонацией, мягкой иронией, духом деревенского Подмосковья! Если в «Подмосковной лирике» народ – быковатые качки-бандиты и хлещущие водку раскрашенные девицы, то здесь автор, наконец, замечает, что народ – это и незлобивая улыбчивая доярка Юлька, которую он когда-то увидел в юной наготе у костра, и нормальные простые ребята… И нет уже в герое интеллигентской озлобленности, а приходит спокойное новое понимание: «Я был вместе с настоящими крепкими ребятами в белых майках, вместе с природой, вместе с настоящей невыдуманной интеллигентами Россией. Я чувствовал большое уважение ко всем этим людям с простыми радостями и простыми хитростями. Они были какие-то особенные, мне так хотелось их узнать, и я рад был своему новому братству с ними».

Умея отдаться впечатлению, Дмитрий Лукин, однако, не теряет рассудка – и за возвышенными строками может следовать самая трезвая фраза, а иногда лишь хлёсткое слово-приговор. Внутренний наблюдатель никогда не покидает своего поста. Оттого, наверное, не хватает порой обаяния непосредственности, а страсти выглядят несколько наигранными. Так, в повести «Море смеётся у края лагуны» герой среднерусской полосы сравнивает себя то с Хосе из «Кармен», то ещё с каким романтиком, изображая нешуточный темперамент.

Автор умеет предельно нагрузить смыслом деталь, эпитет. Он не пользуется броскими метафорами. У него, скорее, известная еще со времен Пушкина безобразная образность.

Дмитрий Лукин стремится к простому, точному письму. Интонация автора прозаичная, где-то намеренно сниженная, писатель и его герой будто боятся показаться смешными, ранимыми, надевая по делу и без ироническую маску. Автору свойственна не только ирония, но и самоирония. Отдельное место занимают юморески о «творческом» человеке: «Стенографист божий» и «Визит «гения» в Литинститут». Свой жанр герой первого рассказа определяет, как «экзистенциальная эротика».

Герой книги «Весенний дуэт» принимает самые разные обличья – художника, сценариста, музыканта, писателя. Но кем бы он ни представлялся, неизменно остаётся творческой личностью, человеком ищущим. Вот только что? Поклоняясь красоте, он, тем не менее, мучается от «евангельского» в себе – а как же добро? Почти каждый рассказ – такое поле битвы. А в повестях «Чужая душа – потёмки» и «Плохое кино, или сон славянофила» вопросы добра и зла ставятся уже открыто. Оттого, как их решит автор, и будет, наверное, зависеть его будущее.

 
Голосование по этому произведению окончено
Оставить комментарий

поиск

Сурнина Ирина

Родилась на Алтае в городе Рубцовске. Окончила Литературный институт им. Горького. Стихи и проза публиковались в «Литературной газете», «Литературной России», журналах «Юность», «Нева», «Континент», «Урал», «Наш современник», «Сибирские огни», «Литературная учёба», «Lichtungen» (Австрия) и др. Лауреат Всероссийского конкурса им. Есенина. Победитель 6-го Московского международного кон...

 

Публикации в журнале ПРОЛОГ:

ПО-ВЕСЕННЕМУ. (Критика), 165
ГОСЫ. (Проза), 143
ВСЕ ВРЕМЕНА. (Критика), 131
КРИК В ВЕЧНОСТЬ. (Критика), 128
 

Просмотров:

Оценка:


© Москва, Интернет-журнал "ПРОЛОГ" (рег. номер: Эл №77-4925 свидетельство № 022195)
При использовании материалов сервера ссылка на источник обязательна тел. +7 (495) 682-90-85 e-mail: fseip@mail.ru