Проза
Проза
Поэзия
Драматургия
Публицистика
Критика
Юмор
Грот Эрота (16+)
Проложек
Нечто иное
Русское зарубежье
Патерик
 

Максим Зацепин

г. Москва

НАБЛЮДЕНИЕ

Рассказ


Человек сидел на табурете в центре комнаты и наблюдал за двумя мониторами. Изо дня в день светящиеся выпуклые экраны показывали одно и тоже с несущественным отклонением.

Комната была небольшой и совершенно пустой. Выкрашенные сероватой штукатуркой стены без фотографий, картин и даже обоев. Из мебели старенькая потёртая тумбочка борового цвета, служившая подставкой для мониторов, табурет на четырёх ножках, на котором всё время сидел человек, и металлическая кровать с грязным матрацем у одной из стен. В помещении совсем не было окон и дверей. Человека это обстоятельство ничуть не смущало. Он знал о существовании таких предметов как дверь и окно, понимал, зачем они нужны. Но совершенно не думал о них по отношению к своей комнате, как будто они являлись чужеродными для строгой обстановки.

Несмотря на отсутствие окон в комнате всегда был свет. Он как будто исходил из потолка и разливался во все уголки помещения. Как-то человек решил найти источник света. Он провел стоя на табурете много часов, сантиметр за сантиметром осматривая потолок, но так и не обнаружил ничего хотя бы отдалённо намекающего на осветительный прибор. Практически сразу эта загадка утратила для него всякий интерес, и больше человек никогда не вспоминал про неё.

Порой с потолка вдруг начинала капать вода. Это происходило только весной и осенью. Капли слетала тонкими струйками, разливалась по полу и долгое время высыхали… впитывалась. В результате появлялись довольно большие лужи, которые портили обстановку в комнате и усложняли передвижение по ней. Протечки всегда появлялись в разных частях потолка, и предугадать их появление было почти нереально. В такие дни человеку становилось грустно. Непонятное гнетущее ощущение стягивало внутренности и не давало толком сосредоточиться на наблюдении. Откуда ни возьмись, появлялось множество неудобных вопросов, ответы на которые он не знал. Когда становилось особенно гадко, человек вставал и ходил кругами по комнате. Монотонными действиями он пытался отогнать неприятные мысли и отвлечься. Босые ноги то и дело попадали в мокрые и холодные лужи, от чего на душе становилось ещё гаже. Если это импровизированное бегство не спасало, человек отправлялся спать. Обычно даже мониторы гасли вместе с тем, как он ложился в кровать.

Человек всю жизнь был один. Он привык к этому настолько, что испытывал комфорт от своего одиночества. К тому же, о какой компании могла идти речь, если учесть отсутствие дверей и окон. Никто никогда не мог попасть в комнату. Тем не менее, иногда из-за стены, перед которой стояла кровать, раздавался стук. Как будто-то кто-то изо всех сил молотил кулаками по толстой и крепкой стене. Обычно человек бросал наблюдение, забирался на кровать, прикладывал ухо к стене и слушал. Слушая пульс ритмичных и яростных ударов, он пытался понять кто-то же этот незнакомец, который так стремится попасть в комнату. Человек начинал представлять себе этого персонажа. Воображение живо рисовало ему самые разные образы, которые, скорее всего, не имели ничего общего с действительностью. Несколько раз ему показалось, что кроме стука из-за стены доносится голос. Незнакомец как будто пытался что-то сказать ему, но слов разобрать не удавалось. По всей видимости, стены комнаты были очень толстыми.

Надо сказать, незнакомец всё-таки добился некоторых успехов. Стена, из-за которой раздавался стук и крики, начала понемногу трескаться. Сначала это была небольшая с трудом различимая щель. Но со временем она выросла до затейливой паутины трещин величиной с кулак. Возможно, когда-нибудь непрошеный гость всё-таки добьётся своего и попадёт в комнату. Но человек почему-то не хотел думать о том, что может произойти в этом случае. Ему просто нравилось слушать звуки из-за стены и думать о том, что кроме него есть ещё кто-то.

Сколько себя помнил – человек всё время наблюдал. Это продолжалось очень долго, хотя сколько точно сказать было невозможно. Иногда изображение на мониторах гасло, и человек отправлялся спать. Когда он просыпался, трансляция тут же возобновлялась, и наблюдение продолжалось. Редко случалось так, что человек вдруг отключался, в то время как мониторы могли всё ещё работали. Обычно после этого он обнаруживал себя по-прежнему на табурете перед темными экранами, которые отказывались какое-то время оживать. В такие дни человек чувствовал себя не неважно. Голова кружилась и раскалывалась, а смотреть на мониторы мешала сильная резь в глазах. К тому же, постоянно хотелось пить.

Когда-то давно в самом начале человек пытался понять смысл всего происходящего. Он много думал о значении наблюдения и его роли в нём. Время шло, вопросы копились, а ответов по-прежнему не было. Задача казалось очень сложной. В комнате не было ничего, что могло помочь в её решении. Мониторы также не приоткрывали завесу тайны. Изо дня в день они показывали одно и тоже. Кто-то просыпался, одевался и отправлялся в удручающее и монотонное место. Большую часть времени этот кто-то проводил там. Он говорил с разными людьми, что-то смотрел, что-то читал, что-то делал. После чего отправлялся домой. Иногда наблюдаемый подолгу следил за кем-то по своему собственному монитору. Редко отправлялся в большой темный зал, где на одной из стен транслировались цветные изображения, сопровождаемые громким звуком. Человек видел всё происходящее глазами этого «кто-то». В целом в жизни по ту сторону экрана как будто не происходило ничего существенного, так же как и в комнате. Это ставило человека в тупик. Ему казалось всё вокруг таким бестолковым и ненужным. Он остро ощущал свою собственную бесполезность. Внутри была какая-то пустота. Человек ощущал себя совершенно пустым сосудом, стенки которого уже покрылись изрядным слоем пыли. Ему даже казалось, что он никогда и не был ничем заполнен. Таинственный скульптор изготовил его и поставил в какой-то тёмный угол сохнуть, а после забыл о нём.

И тогда он решил, что создан именно для наблюдения. У него не было другого выбора, кроме как сделать такой вывод. Хотя в глубине души человек продолжал искать смысл своего существования и верил в скрытое предназначение. Ему казалось, что рано или поздно произойдёт нечто необычное. И тогда он возьмёт всё в свои руки и перестанет наблюдать. И наблюдение перерастёт в нечто новое. Надо только чуть-чуть подождать. Самую малость…

Так он и жил, продолжая делать своё незатейливое дело изо дня в день.

Он наблюдал за двумя мониторами сидя на табурете посреди пустой комнаты.

 
Голосование по этому произведению окончено
Оставить комментарий

поиск

Максим Зацепин

Родился в 1983 г. в Хабаровском крае (порт Ванино). Полуфиналист и финалист конкурсов «Молодой литератор» (2008 и 2009). Участник Х Форума молодых писателей России (Липки, 2010). Живет в Москве....

 

Публикации в журнале ПРОЛОГ:

ЗАТВОР. (Проза), 112
НАБЛЮДЕНИЕ. (Проза), 101
 

Просмотров:

Оценка:


© Москва, Интернет-журнал "ПРОЛОГ" (рег. номер: Эл №77-4925 свидетельство № 022195)
При использовании материалов сервера ссылка на источник обязательна тел. +7 (495) 682-90-85 e-mail: fseip@mail.ru