Проза
Проза
Поэзия
Драматургия
Публицистика
Критика
Юмор
Грот Эрота (16+)
Проложек
Нечто иное
Русское зарубежье
Патерик
 

Выпуск подготовлен при финансовой поддержке
Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ

Вероника Васильева

г. Москва

САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ…


Наталья Швец – уникальная актриса. Свою природную внутреннюю интеллигентность она переносит на свои роли, умея сделать из любой даже казалось бы самой незначительной роли очаровательный и обворожительный образ, который обязательно запомнится зрителям.

Наталья Пантелеймоновна беззаветно предана Малому театру, и несмотря на разноплановость её деятельности (игра в театре и в кино, работа на радио, в Филармонии и Консерватории, преподавание), она альтруистично служит своему любимому театру, предпочитая перспективным предложениям маленькие роли в дорогом её сердцу Малом театре имени А.Н. Островского.

Калейдоскоп её ролей поражает своей разнозначностью и разноплановостью: княжна Мстиславская «Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого, княжна «Горе от ума» А.С.Грибоедова, Лена «Твой дядя Миша» Г.Д.Мдивани, Мурка «Криминальное танго» Э.Раннета, Убогая «Гроза» А.Н.Островского, Школьница «Птицы нашей молодости» И.Друцэ, девушка на пристани «Вечерний свет» А.Н.Арбузова, Катя Котова «Вечерний свет» А.Н.Арбузова, Катя «Униженные и оскорбленные» Ф.М.Достоевского, Женя «Беседы при ясной луне» В.Шукшина, Подпольщица «Любовь Яровая» К.А.Тренева, Зербенетта «Плутни Скапена» Ж.Б.Мольера, Химка «Женитьба Бальзаминова» А.Н.Островского, Марья «Доходное место» А.Н.Островского, Надя «Игра» Ю.В.Бондарева, Катя Манн «Сказки Голливуда» К.Хэмптона, Матрешка «Холопы» П.П.Гнедича, Викентьева «Обрыв» И.А.Гончарова, Ворона «Снежная королева» Е.Шварца, Богатая барыня «Бешеные деньги» А.Н.Островского, Ключница «Трудовой хлеб» А.Н.Островского, Повариха «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина, Маланья «Трудовой хлеб» А.Н.Островского, Купчиха «Пучина» А.Н.Островского…

Мы расскажем Вам о ролях Натальи Швец, которые можно увидеть в настоящее время в Малом театре, в которых воплотился тридцатилетний театральный опыт актрисы, её мастерство и умение из маленькой роли сделать целое событие.

Для начала стоит напомнить читателю, что исполнение ролей третьего плана на сцене Малого театра никогда не было делом зазорным и нереспектабельным. Театральное действие, словно симфония: главную роль играют солисты, но музыка, являющаяся как бы фоном, создаёт основной колорит, задаёт настроение и направление действия, формирует ощущение эпохи и приближает нас к той атмосфере, которую создавал автор нот или букв в нашем случае. Отличительная черта Натальи Пантелеймоновны – это благодарность за данную ей роль, за подаренные аплодисменты; она совсем лишена отрицательных качеств, присущих людям актёрского круга: в ней нет зависти, горделивости и уж тем более соперничества, а наоборот – партнёры для неё как братья, и с ними вместе она создаёт единый облик постановки, работая не супротив, а заодно с актёрским составом, никогда не пытаясь строить из себя первую скрипку.

Хочется рассказать о её филигранных работах в спектакле «Бешенные деньги», где она сыграла сразу две роли: дворянку и богатую тётушку. В качестве дворянки её ввели в действие как прогуливающуюся со своим кавалером даму для массовки (так подумает тот, кто не был на спектакле). Она не столб, поставленный, словно часть декораций, для заполнения пространства, но она – живая, которая сыграет без слов даже лучше тех, у кого слов много. Она элегантна, у неё отточенные аристократические движения и манеры. Она не кукла, ряженная в костюм, но в своём газовом платье она становится ярким представителем эпохи.

Наталья Швец не ропщет на Бога или режиссёра и уж тем более она не завидует тем, кому раздают первые роли. Она слишком занята погружением в свою роль, занята прощупыванием пространства, отведённого ей, занята созданием своего образа, чтобы всплеском (!) веера, словно мановением волшебной палочки показать зрителям: она – аристократка!

Она играет одними лишь глазами, способная выразить многое молчанием, на что сценаристы тратят километры бумаги. Вот бежит разгорячённый Савва Васильков сквозь парк к Поляковой, матери той, в которую влюблён. Наталья-актриса единственная из остальных пар в парке реагирует на этот смерч неожиданного крика Саввы из-за её спины. Конечно, всем понятно, что крик не случайный, а предельно ясно прописан в сценарии, но лишь тот сможет сыграть эту сцену, для кого театр – это здесь и сейчас, это жизнь, а не известные всем сюжетные линии. Дворянка в исполнении Швец подпрыгнула, блеснула ядовито на нарушителя спокойствия и продолжала следить за его бестактным равнодушием. Это движение актрисы отлично характеризует Василькова, влюблённого в ту, кроме которой ничего и быть не может для него, и показывает его незнание законов светского общества, ведь как возможно игнорировать до того прелестную даму!

Во второй роли в спектакле «Бешенные деньги» Наталья появилась уже под занавес. Но она – символ, олицетворяющий собой ту роскошную, но продажную жизнь, которую выбрал герой пьесы. И если в театре в это время наступал сладостный момент, когда зал готовится к овациям, а работники тетра уже собираются в холле с силами для противостояния натиску зрителей, наша героиня всё ещё живёт ролью и будет в образе вплоть до последней секунды – когда опустят занавес, и только тогда спектакль будет окончен, и начнётся другая игра – жизнь.

У Натальи Швец блистательно получаются роли в детских спектаклях. Для кого-то эта отрасль театра является исключительно развлечением, но Наталья Пантелеймоновна знаменита в театре своим сознательным и ответственным отношением к любой своей работе, потому-то каждая её роль – произведение искусства, ибо доведена до совершенства. Также надо сказать, что работа для детской аудитории очень сложна и, возможно, именно здесь актёр может показать своё мастерство владения публикой, ведь в детских умах нет направленности на получение эстетического удовольствия, для них всё – только развлечение. Дети по-особому видят мир, для них он словно музыкальная шкатулка: какую кнопочку не нажми – всё чудо дивное! Однако для детей очень важен эффект новизны и неожиданности, иначе они быстро теряют интерес, потому удержать детское внимание сложнее всего, особенно когда ребёнок сидит полтора часа на одном месте, а кругом полно других ребят, а играть ни с кем нельзя.

В новогодние каникулы Наталья Швец уже много лет играет в двух детских спектаклях: «Сказка о царе Салтане» и в «Снежной королеве». Наталья играла Повариху – ярко, задорно! Словно колокольчики звенели в её голосе! Работа для детской аудитории очень утомительна, ведь ты словно на базаре: дети быстро теряют внимание и начинают вытворять кто во что горазд, но можно сказать смело: этот профессиональный экзамен Наталья сдала на «отлично». Она не боялась балагана, творящегося в зале, она не обращала внимания на раздражителей, но стремилась всё более блестяще сыграть свою роль – вредную забияку, хитрую, но до чего обворожительную в её исполнении Повариху, заливисто поющую песни, отплясывающую в центре сцены, чтобы ребята лучше могли рассмотреть бутафорский волдырь над её глазом. Ох, а как очаровательно она грустила о вспухшем глазе! Наталья была искренна, словно юла крутилась по сцене и сыпала улыбки, как конфетти. Она одна из немногих актёров, которая была заинтересована сыграть хорошо, а не отбарабанить заученные слова, потому созданные ею образы Поварихи и Вороны Клары из «Снежной королевы» детей завораживают и запоминаются на всю жизнь!

В спектакле «Трудовой хлеб» Наталья Швец сыграла Маланью – вороватую ключницу. Ключниц играли многие, но Наталья очень тщательно подходит к каждой роли, она вышла за рамки этого картонного персонажа и создала свой образ Маланьи, которая вопреки шаблонам вовсе не прислужница. Она – хозяйка домашнего уклада, королева хозяйства, она – дух дома, воплощение домашней гармонии, потому все реплики Наталья произносит с уверенностью, а во время действия Маланья не прячется в уголке, но всегда готова высказать своё отношение и может запросто не налить чаю постороннему, даже если хозяева того попросят. Маланья – полноправный член семьи и не желает за зря растрачивать барское имущество на гостей. Она может посмеяться с хозяевами, но огрызнётся на вольное обращение, у неё в руке всегда платок или тряпочка, чтобы вытереть, приметив, пыль или всплакнуть, когда у хозяев беда, ведь их беды – её собственные проблемы. Она – суровая, но справедливая и, конечно, колкая на язычок и ничто не заставит её замолчать, даже люди старшие по чину, ведь в этом доме правит Маланья.

Фоминишна из спектакля «Свои люди – сочтёмся» так же, как и Маланья – хозяйка, однако в этой роли Наталья Швец сделала упор на отношениях ключницы с хозяевами, и уж тут-то мы видим, что Фоминишна, как вторая мама для Олимпиады Самсоновны, и переживает за неё не меньше самой мамаши, какого жениха изберут девушке. Когда же в комнату врывается разъяренный батюшка, Фоминишна боязливо скрывается вместе с остальными женщинами за софу и принимается успокаивать плачущую Олимпиаду так искренне и участливо, словно Олимпиада действительно её дочь, и уж голосит она так же раскатисто, как и её хозяевами.

В спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» Наталья Швец сыграла приживалку Манефу – услужливую и льстивую подхалимку. У Турусиной было много приживалок, но Манефа в исполнении Натальи Швец, безусловно, самая обворожительная с её игривыми кудряшками и смешными круглыми очками, которые создают эффект комического оксюморона: атрибут начитанного человека на носу дармоедки. Она только и может что развлекать Турусину, но до чего озорная!

Наталья Швец обладает удивительным сценическим обаянием, а её лучистая улыбка одаряет зрителей теплом и добродушием. Её работы сродни ювелирному мастерству: ажурная и кропотливая работа над образом, тщательное продумывание своего костюма вплоть до мельчайших деталей, будь то ключи на поясе или блестючая брошка на груди. Как актриса, она – квинтэссенция добросовестности, профессионализма и искренности. Её игру не отличить от настоящей жизни, ведь для неё театр и есть жизнь, а потому лживости не терпит. Её работы не притворное лицедейство, но стопроцентное вживание в роль и проживание этой маленькой истории на сцене. И если на сцене она сверкала глазами, заливисто голосила или же вредничала и ворчала, то в жизни Наталья Швец ещё обаятельней своих персонажей: она очень хорошая интеллигентная женщина, совестливая и всегда переживает, почувствовали ли зрители её волнение и понравилась ли им её работа. А для хорошего человека и блистательной актрисы никогда не бывает жалко рукоплесканий, и Вы обязательно в этом убедитесь, если будете на спектакле с её участием и прочувствуете её естественную интеллигентность, увидите её свет и улыбнётесь в ответ на её открытость – тогда наградите её за старания звонкими аплодисментов, уверенна, она будет благодарна.

 
Голосование по этому произведению окончено
Оставить комментарий

поиск

Вероника Васильева

Родилась в 1990 г. Студентка Института бизнеса и политики (факультет политики и культуры, кафедра журналистики). Печаталась в газете «Литературная Россия», в журналах «Москва», «Свой» и интерне...

 

Публикации в журнале ПРОЛОГ:

МЕРЦАЮЩЕЕ ИСКУССТВО БЕССМЫСЛЕННОСТИ. (Критика), 130
САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ… (Публицистика), 112
 

Просмотров:

Оценка:


© Москва, Интернет-журнал "ПРОЛОГ" (рег. номер: Эл №77-4925 свидетельство № 022195)
При использовании материалов сервера ссылка на источник обязательна тел. +7 (495) 682-90-85 e-mail: fseip@mail.ru