Проза
Проза
Поэзия
Драматургия
Публицистика
Критика
Юмор
Грот Эрота (16+)
Проложек
Нечто иное
Русское зарубежье
Патерик
 

Ксения Кузнецова

г. Москва

В ЦАРСКОЙ ВОТЧИНЕ


На крутом берегу Москвы-реки в живописном природном окружении расположен комплекс архитектурно-художественного музея-заповедника «Коломенское». С XIV века село Коломенское являлось летней загородной усадьбой московских правителей. В XVI-XVII веках сложился его уникальный архитектурный ансамбль, от которого доныне сохранились 12 построек, представляющих большую художественную и историческую ценность. Однако отдых в Коломенском запомнится вам не только благодаря историческим достопримечательностям, но еще и своим удивительным природным ландшафтом.

Коломенское – одно из самых древних мест проживания человека на территории современной Москвы. Археологические памятники, расположенные в его окрестностях, относятся к V-III тысячелетиям до нашей эры и свидетельствуют о проживании здесь людей каменного века.

На высоком берегу Москвы-реки расположена церковь Вознесения Господня – один из первых шатровых каменных храмов на Руси. Храм построен в 1532 году и был летней домовой церковью русских царей. В 1917 году в подклете церкви была обретена Великая чудотворная икона Державной Богоматери.

В непосредственной близости от церкви Вознесения находятся еще три памятника архитектуры – Георгиевская колокольня (XVI век), Водо-взводная башня (XVII век) и «Охотничий» павильон (XIX век). Есть здесь и действующий храм – церковь Казанской иконы Божьей Матери, построенная в 1651-1671 годах.

Про достопримечательности Коломенского можно говорить долго, но мне хотелось бы сказать про сады – Казанский и Вознесенский.

Казанский сад был распланирован как прогулочный при строительстве в Коломенском дворца Екатерины II. С запада на восток к дворцу была проложена центральная дорога «перспектива», обсаженная грушевыми деревьями. Она сохранилась до наших дней. В 1997-1999 годах была восстановлена вся планировка с дорожками и клумбами как образец прогулочного сада XVIII века.

Вознесенский сад занимает часть территории Большого сада, расположенного за садовыми воротами XVIII века. В нем находится пасека с ульями, устроен Аптекарский огород как непременный элемент садоводства XVII века.

А как не вспомнить Петровские дубы, возраст которых достигает 300-600 лет. По преданию, под их сенью обучался азбуке юный Петр Алексеевич, будущий император Петр I. Здесь же стоит и его домик постройки 1702 года, перевезенный в Коломенское в 1934 году с острова Святого Марка в устье Северной Двины.

На Юге музея-заповедника Коломенское стоит, сверкая своими сводами воссозданный дворец царя Алексея Михайловича.

Несмотря на восприятие царя Алексея Михайловича как «Тишайшего» государя, именно его правление отмечено первыми значимыми реформами государственного строя и культуры, подготовившими европеизацию и модернизацию России, проведенную его сыном Петром Великим.

В 1660-е гг. Алексей Михайлович задумывает масштабные изменения Коломенской резиденции, чтобы запечатлеть в ней новый, важный этап своего правления. В 1667 г. было подписано Андрусовское перемирие, закрепившее за Россией значительные территориальные приобретения на Украине и в Белоруссии. В том же году завершился Большой Московский собор, утвердивший за царем ряд функций духовного владыки. Эти события уже тогда привели к осознанию имперского статуса России. Тема триумфа и торжества российской государственности и православия отразилась в памятниках эпохи и, прежде всего, нашла воплощение в Коломенском дворце.

Торжественная церемония закладки дворца состоялась 2 мая 1667 г. Основной объем дворца возвела артель плотников под руководством стрельца Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семена Петрова. Зимой 1667 г. – весной 1668 г. резчики по дереву и столярные мастера выполняли резные работы. В 1668 г. во дворце обивали двери и готовили краски для росписи интерьеров. За летний сезон 1669 г. были проведены основные иконописные и живописные работы во дворце. Весной и летом 1670 г. во дворце трудились кузнецы, «резного железного дела мастер» и замочники. После осмотра дворца царь Алексей Михайлович распорядился добавить живописных изображений, которые были выполнены в 1670–1671 гг. На всех этапах строительных работ во дворце были задействованы лучшие мастера Москвы и других городов.

27 августа 1672 г. патриарх Московский и всея Руси Питирим в присутствии царской семьи освятил дворец. В выступлениях патриарха Питирима и придворного поэта иеромонаха Симеона Полоцкого было выражено-то программное содержание, которое вкладывали во дворец его создатели. В нем был воспроизведен иерусалимский дворец царя Соломона. Отмечалось, что территория государева двора наделена священным, царским достоинством. Поэт сравнивал коломенский дворец с «Небесным домом», а окружавшие его сады уподоблял райским.

Дворец поражал современников и своим внешним видом, и оформлением интерьеров. Перед знатными вельможами и иноземными послами – теми людьми, кому дворец открывал свои двери – во всем великолепии являло себя богатое внутреннее убранство загородной резиденции. В интерьерах дворца соединились высокое искусство Московского царства второй половины XVII в., передовые строительные технологии того времени и умение мастеров.

Во дворце все было продумано: от отделки полов до малейших деталей мебели. Полы дворцовых покоев были выполнены из паркета («дубового кирпича»), выложенного «в шахмат» или «в ромб». Стены и потолки дворца были обиты тесом, затем на него было уложено сукно, которое после оклеивалось холстом, а на него уже наносились краски. В личных покоях царствующих особ стены могли обивать золочеными кожами с тисненым орнаментом. Также стены было принято украшать западноевропейскими шпалерами и восточными коврами.

Окно всегда играло особо важную роль в интерьере помещения, поэтому неизбежно также несло и сакральную функцию. Во дворце Алексея Михайловича окна были обрамлены резными наличниками, украшены шпренгелями (верхние резные доски), которые после расписывались, золотились и серебрились. Материал для прозрачных окон был крайне дорог, небольшие окончины изготавливались из слюды, реже из стекла, затем вставлялись в металлические переплеты. Рисунки переплетов были самыми разнообразными: клинчатые, кубчатые, репейчатые, кругчатые и др.

С 1990-х гг. в музее-заповеднике рассматривалась идея восстановления дворца. В итоге Правительством Москвы было принято решение о воссоздании дворца царя Алексея Михайловича «на территории бывшего села Дьякова с целью размещения в нем музейно-выставочного центра, создания экспозиции элементов культуры и царского быта XVII века, а также показа фондов, хранящихся в запасниках музея-заповедника “Коломенское”». В 2006 г. Департамент экономической политики и развития г. Москвы утвердил задание на разработку проекта дворца. Строительство началось в июне 2007 года и завершилось в августе 2010 г. Общая площадь дворца, состоящего из шести корпусов, связанных между собой переходами, составляет 7 230 кв.м, в том числе 1 400 кв.м предусмотренных под художественное оформление интерьеров.

Всего во дворце воссоздано 24 интерьера в Хоромах Государя царя, Хоромах Государыни царицы и Хоромах царевича. Художественный образ каждого из них был выстроен исходя из раскрытия взаимодействия архитектуры и убранства с назначением помещения. Очевидно то, что парадные залы предназначались для проведения торжественных приемов, пиров и празднеств, личные жилые покои отводились для свободного времени и отдыха.

На работах по воссозданию интерьеров было задействовано 226 человек. Это были профессионалы 20 специальностей: технологи, модельщики, скульпторы, художники, иконописцы, художники по керамике, по дереву, паркетчики, позолотчики, драпировщики, кузнецы, ткачи, золотошвеи, ювелиры, обойщики. Многие мастера были приглашены в Москву из городов и сел России, известных своими народными промыслами, а также высоким уровнем владения строительными специальностями. Художники и строители приехали из Ярославля, Санкт-Петербурга, Истры (Новый Иерусалим) Московской области, Семенова Нижегородской области, Щигров Курской области.

Воссозданный ныне деревянный дворец стал уникальным объектом музейного показа, располагающим огромным потенциалом для создания экскурсионно-туристических и образовательных программ по истории и культуре Российского государства.

Еще одно не просто загадочное, но, как считается, даже аномальное место – Волосов овраг. Расположен он строго с запада на восток и как бы рассекает естественное магнитное поле Земли. По дну оврага течет ручей, образованный многочисленными родниками, бьющими из-под холма. На склоне и на дне находятся два огромных камня. Один пупырчатый, лежащий на склоне оврага, называется Девий, а другой, в низине, именуется Конь-камень. Считается, что, если на нижнем камне по имени «Конь» посидит мужчина, его «мужская» сила усилится. Верхний – «Девий камень» – лечит женские болезни и бесплодие. Не удивительно, что каждый посетитель Коломенского норовит сесть на них. Многие оставляют ленточки на ближайших растениях и траве. Уфологи утверждают, что камни связаны с космосом и что неоднократно в небе над Коломенским видели НЛО.

Достойно окончить прогулку по Коломенскому можно прокатившись на речном трамвае от пристани. На территории также находятся кафе и рестораны, где можно вкусно перекусить.

 
Голосование по этому произведению окончено
Оставить комментарий

поиск

Ксения Кузнецова

Родилась в Москве в 1989 г. Окончила колледж при МГУЭСИ. Публиковалась в студенческой газете «Look IN», газетах «Лыткаринские вести», «Защита растений». Пишет с 13 лет, увлекается фотографией....

 

Публикации в журнале ПРОЛОГ:

В ЦАРСКОЙ ВОТЧИНЕ. (Публицистика), 129
ОКТОБЕРФЕСТ. (Публицистика), 124
КОТ. (Проза), 119
 

Просмотров:

Оценка:


© Москва, Интернет-журнал "ПРОЛОГ" (рег. номер: Эл №77-4925 свидетельство № 022195)
При использовании материалов сервера ссылка на источник обязательна тел. +7 (495) 682-90-85 e-mail: fseip@mail.ru