Проза
Проза
Поэзия
Драматургия
Публицистика
Критика
Юмор
Грот Эрота (16+)
Проложек
Нечто иное
Русское зарубежье
Патерик
 

Николай Ломидзе

г. Тбилиси (Грузия)

Диалектизм «У.Е.Динения» – книги Сусанны Арменян

(Тбилиси, 2010)

Мысли серьезные и интересные, забавные, шуточные, пессимистичные, бесполезные; изречения остроумные и не очень, выпуклые, плоские, двусмысленные, натянутые; и слова, много-много слов, и разнообразная игра с ними – логическая и нерациональная, качественная и количественная, звуковая, морфемная, лексическая; а также изобилие всякого рода анафор, метатез, метаграмм, алогизмов, сдвигов, – все это мир автора, его вольность и право, личный мир находок, потерь, поисков и заимствований.

Мир одновременно неузнаваемый и узнаваемый, с таким промежуточным явлением в нем – как человек, находящийся между приятием и неприятием его и своей действительности. Мир – не то сказка, не то быль, с какой-то смещенной реальностью того и другого, не имеющей отношения ни к жизни, ни к смерти, ни к правильному, ни к ошибочному, ни к правде, ни к выдумке, ни к силе, ни к слабости, ни к поэзии, ни к прозе. Мир зауми и абстракционизма, атональности, абсурдности, карикатурности и семантического произвола. Взглянуть на него и предлагает автор. Взглянуть глазами недифференцированного человека, как бы теряющего собственное определенное место в действительности вещей и явлений, но все же выделяющегося своим присутствием и некой жизнедеятельностью среди них.

По-настоящему философская, заглавная, начальная, мысль открывает книгу. Она состоит в тяготении человека давать имена вещам вокруг себя. И, подчиняясь необходимости, именуя их, этот, если можно так сказать, номиналист, перестает отличаться от вещей, а они, со своей стороны, становятся похожими на него. Таким образом, человек, искажая реальность одного, искажает реальность другого и самого себя. И его высокое «Я» превращается в низкое «Ячество». Это хорошо показано в пьеске «Дворник в поисках веника» через всех действующих лиц, и особенно Извращенца.

Деформированная реальность владения вещами, их связь, вывернутая наизнанку и наделенная человеком своеобразным значением для себя, и взаимовлияние объекта и субъекта, вещественной и разумной сторон жизни, кончающееся их неразличимостью, и делает возможным “тиканье шагов”, “отели с видом на морепродукты”, “ясные тени”, “призраки пива” и многие другие несуразности, – целое “Озеро Случайных Совпадений”, – которыми полна книга. Не делает это возможным и достижимым только одно – самоименование. Правда, в дистихе «Кирпич», автор берет немного другой ракурс, говоря: «Кирпич на облаке летит.//Он видит все не так, как я». Значит, все-таки кирпич сохранил свое собственное имя, свою самобытность, хотя и пришлось ему для этого забраться на облако (точнее, его туда пришлось забросить), а сам человек сохранил свое «Я», хотя для этого он опустился до сравнения себя с кирпичом, пусть и заоблачным. Ну, что же, лучше, наверное, так, чем никак вообще.

Итак, именование вещей обусловлено стремлением человека обрести собственное имя и, с другой стороны, – жаждой общения. И хотя он, этот «Человек неразумный,// Выпрямившийся, но еще не умелый», поневоле овеществляющий себя, ищущий выход, “ищущий пару”, продолжает принадлежать себе, он все же окружен частичностью и бессмысленностью существования. И вся его творческая активность, пытливость, особенность и трудоспособность – не более чем фантасмагория, «пыльные тома на полке в кабинете… скажем, Феба». Вся умственная деятельность заключена, специфически выражаясь, в сорасчленении слов и смысла, вещей и себя. А все существование призрачно – во всем и везде – и смехотворно.

В книге есть немало юмора. Но, на мой взгляд, не затрагивающего душу, не искреннего – это, скорее, комизм, трюкачество, с какой-то определенной смысловой подоплекой и каламбурными фигурами речи. Он несколько статичен, хотя и не полностью искусствен и не лишен здравого задора.

Весьма хороши и заслуживают внимания, отстраненные от прочих произведений, образцы суггестивной лирики. Таковы – «Отчужденец», «Катушка», «Трагеография» и два-три без названий, из которых особо выделяется «Если его колбасой по башке стукнуть…». Все они экспрессивны, динамичны, но последний еще и психопатичен. В нем прочитывается и проступает человеческое существование, как постоянное нервное напряжение. Весь стих напичкан обиходными мелочами, которые к тому же, из-за отсутствия пунктуации, невзначай смешиваются, переходят друг в друга. Это и вызывает болезненное головокружение, беспредельную нервозность, но не абстрактную, а сугубо личностную. Вещи как бы ударяются, сталкиваются, раз-со-бираются, а человек будто не может окончательно освоить их, сделать похожими на себя, и себя – на них. Промежуточная реальность вырисовывается и сказывается здесь четче всего, поэтому и ощущение нагнетается такое, что “то ли уходишь, то ли возвращаешься”. Это превосходный стих, по крайней мере, предпочтительнее остального в книге, в которой есть еще немало лишнего, “всего такого” – в лучшем случае, экспериментального, но никак не нового.

Венчает книгу примечательная реплика: “Это все – просто ошибка переписчика”, – в целом подтверждающая ее понимание, как сочинения искаженной реальности и условной словесности.

Я думаю, оставить эту промежуточную, неразличимую, призрачную область словотворчества и направить силы в области более богатые смыслом, явные своей красотой и действительные в своем исконном становлении, не будет ни ущербным для автора, ни снижением его актуальности. Тушью написанному «У.Е.Динению» не хватает палитры красок, живописности, обыкновенно-чувственного и чувствуемого ощущения, которое так необходимо для создания художественно ценного литературного произведения.

 
Голосование по этому произведению окончено
Оставить комментарий

поиск

Николай Ломидзе

Родился в 1981 г. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет, философский факультет (философ преподаватель). Пишет прозу, эссе, критику, переводы. Лауреат премии им. Джемала Аджиа�...

 

Публикации в журнале ПРОЛОГ:

ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ. (Критика), 150
ДИАЛЕКТИЗМ "У.Е.ДИНЕНИЯ" – КНИГИ СУСАННЫ АРМЕНЯН. (Критика), 148
"КАФКАЗУС" ВАСИЛИЯ ДИМОВА. (Критика), 145
 

Просмотров:

Оценка:


© Москва, Интернет-журнал "ПРОЛОГ" (рег. номер: Эл №77-4925 свидетельство № 022195)
При использовании материалов сервера ссылка на источник обязательна тел. +7 (495) 682-90-85 e-mail: fseip@mail.ru