Проза
Проза
Поэзия
Драматургия
Публицистика
Критика
Юмор
Грот Эрота (16+)
Проложек
Нечто иное
Русское зарубежье
Патерик
 

Евгения Титунова

О ЧЕМ ЭТА ПОВЕСТЬ?

О публикации Ольги Славниковой

Школьная привычка. Прочитать книгу ( в данном случае - 6-ю книжку журнала "Октябрь",в котором напечатана повесть Ольги Славниковой "Бессмертный") , захлопнуть - и самой себе вопрос, в лоб: "А о чем это?"

Не знаю.

О стариках - обманутом поколении? Не то чтобы... О людях, которые сами себя обманывают? О людях, загнанных в угол, которые, похоже, сами загнали себя в угол? И это можно вычитать...

Короче, об обмане. Половину повести занимает описание предвыборной кампании, в которой принимает участие, да что уж там, вкладывает душу, одна из двух героинь, Марина, подстрекаемая надеждой и карьеру сделать, и реванш взять над обидчиками, конечно же, призрачными (для меня, ехидной читательницы. Не для героини, бледной тени героини). Выборы как апофеоз обмана. Не прелестно ли: фамилия одного из кандидатов - Апофеозов.

А это разве не обман, что ни Марина, ни ее муж не состоялись, хоть и пытаются сделать вид, что сами того не понимают? А главное, что 14 лет лежит лежнем в шикарной немецкой кровати ухоженное богатырское тело главного "недействующего" лица, отчима Марины? Этот обман называется "жизнь". Это жизнь? Как тут не улыбнуться тому, как Марина монтирует на телестудии "новые" выступления Брежнева и даже "новые" съезды КПСС, дабы скрыть от прикованного к отчима то, что давно уже на дворе совсем другие времена.

Так что же, смерть "бессмертного", равно как и и обманутые, лопнувшие надежды Марины - это выход из обмана - в жизнь?

Это еще одно произведение об "униженных и оскорбленных". О вязкой тине жизни тех, кого жизнь обошла стороной. Только смотри, читатель, не попадись на удочку. Я-то пару раз попалась. Это не полное горечи справедливое реалистическое описание русской жизни 80-х годов, хоть атмосфера и передана замечательно. Это сюр. Чего стоит описание попыток парализованного повеситься! Да-да, на шнурочках, неведомо как оказавшихся в его постели. Не хуже какой-нибудь "Палисандрии"! А чего стоит... Ладно, не буду пересказывать.

Интересно вспоминать прочитанную повесть. А читать нелегко. Глаз у автора зоркий. Язык порой шикарный. Как вам: "крепкий, в лопнувшем золоте лук..." Или: "муж, протягивая из своего заточения пустую руку..." "Лужи стали как чисто вымытые окошки..." Но ритм! Фразы длинные, навороченные, метафоры затмевают друг на друга, детальное описание того и сего приводит к тому, что забываешь, что там было раньше, - и читать становится неинтересно.

И потом, вам нравится читать про выборы, да еще догадываясь, чем, по большому счету, дело кончится? Мне - нет. Тем более, повесть не о выборах. Персонажи бесцветные, неживые, "героями повести" их и не назовешь. Так, тени. Все правильно: они и не живут. Но приятнее читать сострадая. Хотя нет, Нину Алексеевну жалко, и выписана она, похоже, с сочувствием. А читая про Марину или про Клумбу, хочется завыть в голос. Жалко их вроде, но брезгливой жалостью, смешанной с отвращением.

Впрочем, это извечный разговор, как книга должна воздействовать на читателя( что значит "должна"?) и вообще, зачем книги пишутся (вот, пожалуйста, сразу: "зачем" или "почему"?).

...А помните, у Тэффи в одном рассказе к писательнице приходит актриса и спрашивает со слезами, зачем же та, автор пьесы, так жестоко, так неблагородно обошлась со своими героями. А Вы, автор, зачем так жестоко обошлись со своими героями и читателями?

 
Голосование по этому произведению окончено
Оставить комментарий

поиск

Евгения Титунова

Родилась 7 марта 1976г. в Москве. Окончила Литературный институт им. Горького, отд. художественного перевода (семинар перевода с итал. языка Е. Солоновича). Печаталась в "Литературной газете"...

 

Публикации в журнале ПРОЛОГ:

О чем эта повесть? (Критика), 1
 

Просмотров:

Оценка:


© Москва, Интернет-журнал "ПРОЛОГ" (рег. номер: Эл №77-4925 свидетельство № 022195)
При использовании материалов сервера ссылка на источник обязательна тел. +7 (495) 682-90-85 e-mail: fseip@mail.ru