Проза
Проза
Поэзия
Драматургия
Публицистика
Критика
Юмор
Грот Эрота (16+)
Проложек
Нечто иное
Русское зарубежье
Патерик
 

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Кирилл Ковальджи

г. Москва

ВЫСОКО ЕЕ ДОМ...

Горько, что об Анастасии Харитоновой уже приходится вспоминать. Казалось, жизнь была впереди, но точку она сама себе поставила. Казалось, ее поэтическая судьба складывается благополучно (у нее вышло более десять книг стихотворений!), но на самом деле ее почти не заметили или, заметив, промолчали - сейчас, дескать, не это "носят", немодно...

А она была поэтом. Талантливым, целиком и полностью преданным своему призванию. Она приходила ко мне на студию ( в ту пору мы собирались в помещении журнала "Юность"), мне, пожалуй, первому довелось напечатать короткий отзыв о ее творчестве, я вернулся к нему, перечитал и вижу, что всё сказанное остается в силе. Напомню его строки:

Появление Анастасии Харитоновой на занятиях литературной студии было всегда заметно, хотя она-то как раз вела себя незаметно. Тихая, сосредоточенная в себе, словно бы отсутствующая. Но когда наступал черед и она начинала читать свои стихи, то устанавливалась тишина, полная серьезности и внутреннего напряжения.


Кто споет о моем поколенье?
Наши мертвые приняли стыд.
Мы бросали любовь в отступленье,
И господь нам вовек не простит.

Есть стихи, рассчитанные на возгласы восхищения, на оживление в зале, на аплодисменты. Стихи, заранее предполагающие аудиторию. Не то у Анастасии Харитоновой. Она читала стихи самой себе, точно наедине с собой, в полном одиночестве.


Ночь над стихом - из жизни грустный вычет,
Ночь без стиха - к безумью верный шаг.

Слушатели словно ненароком оказались подключенными к духовному миру поэта, который затрагивает нечто заветное, существенное, хотя он, этот мир, слишком тревожен, мучителен, безотраден. Казалось бы, к чему нам сие? К чему нам тупиковая хандра - и без того проблем хватает...


Сна мне уже не стряхнуть.
Поздно. Никто не разбудит.
Слишком высоко мой дом.
Слишком тропинка узка.

.

Но происходит обыкновенное чудо искусства. Горечь, разочарование, безнадежность, а тем не менее мы не чувствуем тупика, мы угадываем свет в конце тоннеля. Потому что перед нами поэзия, она возвышает, очищает душу, производит над нею то действие, которое древние греки назвали катарсисом. В этом диалектика искусства, ее, если хотите, тайна.


Смотря темно и виновато,
Я изнываю на земле,
Когда душа, как луч заката,
Дрожит у песни на крыле.
Живу без друга и совета,
Стараюсь меньше говорить,
Чтобы последней капли света
В пустой слезе не растворить.

Может ли пройти незамеченным появление серьезного поэта? В наши дни - вполне. В критике разброд, утрата ориентиров и достаточной информации. Книжки издаются невесть кем, невесть где... Зачастую, если автор не догадается послать свой сборник критику, тот о нем и не узнает, поскольку большинство книжных магазинов руками и ногами отбивается от поэтических изданий. Так что критики вроде бы не виноваты, хотя все-таки виноваты...

А речь идет о настоящем поэте, талантливом, глубоком, значительном. Имя новое, однако поэту свойственно заявлять о себе сразу - никому и в голову не приходило называть Лермонтова молодым поэтом!

У Анастасии Харитоновой строгая классическая форма, сугубая серьезность, трагическое жизнеощущение - о какой тут молодости говорить?

"...на жизнь оглянешься и скажешь: Сколько снега намело!.." Словно не было у поэта ни детства, ни юности, прожито много жизней, пройдены круги ада. Сразу и безоговорочно. Анастасия Харитонова приняла на свои хрупкие плечи бремя русской философской поэзии, ее умудренный и горький опыт:


Если случится со мной беда,
Я скажу душе: "Не смотри сюда".
Если в отчизну придет беда,
Я скажу душе: "Это было всегда".
Заболеет ребенок - душе тогда
Я скажу: "Терпи. Что ни дом - беда".
Ну, а если с тобой приключится зло,
Я скажу: "Улетай. В небесах светло".

Стихи Харитоновой хочется цитировать и цитировать, их собственная нагрузка куда весомей желания истолковывать их, анализировать и оценивать... Да и сама Анастасия Харитонова нимало не была озабочена современной поэтической ситуацией, ее поисками - метаметафоризмом, концептуализмом, минимализмом и пр. Она была в другом контексте, в другом чувстве времени, ближе к вечности со всеми присущими ей темами. Она разговаривала с собой и судьбой, с Россией и миром. Творчество Анастасии Харитоновой - исповедь ни перед кем. Послания без адреса - они сами призваны найти себе адресата. Толчки боли. Вопросы без ответа. Поэт потому и поэт, что открывает в читателе неведомые ему самому душевные горизонты, возможности высокого резонанса.

Еще в одной из первых книг Анастасия Харитонова пророчески начертала: "Не зная смерти, я была невинна. Узнав о ней, виновна я во всём".

Смерть непоправима, и не нам судить о причинах ранней гибели Анастасии Харитоновой. Для нас - ее стихи. У них есть будущее. Я верю, - ее стихам "настанет свой черед" - по слову Марины Цветаевой.

 
Голосование по этому произведению окончено
Оставить комментарий

поиск

Кирилл Ковальджи

Родился 14 марта 1930 года в бессарабском селе Ташлык (теперь Одесская область).Окончил в 1954 г. московский Литературный институт им. А. М. Горького. Работал журналистом в Кишиневе (Молдавия). Там ж...

 

Публикации в журнале ПРОЛОГ:

СВЕТ ЭТОГО ИМЕНИ... (Публицистика), 101
ЮНОША ЛЕРМОНТОВ ПИШЕТ СТИХИ... (Патерик), 56
МОЛОДОЙ ПУШКИН. (Патерик), 55
СТРАНИЦА ФРАНЦУЗСКОЙ ПОЭЗИИ. (Патерик), 54
СТИХИ. (У грота Эрота), 43
СТИХИ. (У грота Эрота), 34
ЖИЛА-БЫЛА СТУДИЯ. (Патерик), 32
АНТОЛОГИЯ МОЛОДОСТИ. (Патерик), 32
Возвращение. Об Анастасии Харитоновой. (Патерик), 25
Голография. (У грота Эрота), 5
Жить собрался мирно и кротко… (У грота Эрота), 5
Пускай другие ищут робко … (У грота Эрота), 5
Современное. (У грота Эрота), 5
Эта женщина так хороша… (У грота Эрота), 5
Любовь. (У грота Эрота), 5
 

Просмотров:

Оценка:


© Москва, Интернет-журнал "ПРОЛОГ" (рег. номер: Эл №77-4925 свидетельство № 022195)
При использовании материалов сервера ссылка на источник обязательна тел. +7 (495) 682-90-85 e-mail: fseip@mail.ru