Проза
Проза
Поэзия
Драматургия
Публицистика
Критика
Юмор
Грот Эрота (16+)
Проложек
Нечто иное
Русское зарубежье
Патерик
 

Сегодня у нас в гостях главный редактор журнала "Дружба народов" Александр Абаноидзе. Беседу ведет Дарья Рудановская.

СТАРЫЙ ЖУРНАЛ В НОВОЙ ЖИЗНИ

Д.Р. Расскажите о Вашем журнале. Он изменился за последние годы?

А. А. Журнал "Дружба народов" в сопоставлении с прежними временами в чем-то проигрывает - в тираже прежде всего, причем чудовищно, - в чем-то, безусловно выигрывает - может быть, в общем литературном уровне. В журнале я уже 10 лет и наблюдаю, что литературная составляющая довольно интересная, хотя, как мне доводилось много раз говорить, к сожалению, время не литературное. Даже опубликованные бы теперь, предположим, в нашем журнале "Шум и ярость" или "Казаки" остались бы почти незамеченными. В литературной среде, может быть, о них бы и поговорили, но серьезного резонанса, общественного отклика не было бы даже у таких энергетических, подлинных произведений. Такие вот у меня наблюдения - и печальные, и радостные.

Несмотря на условия, в которых новое поколение вступает в литературу, что-то новое рождается. Под ужасными условиями я имею в виду прежде всего неадекватную оплату. Неслучайно талант называется дарованием, такая редкая вещь должна оплачиваться. Безусловно, реализация таланта не зависит от того, как это оплачивается, он должен быть реализован, но общество должно понимать цену этому. И здесь есть никак не решенные и не решаемые проблемы. Они прежде всего связаны с рыночными условиями.

Д.Р. Вы знаете, мне кажется, что дело не только в рыночных условиях. Дело в том, что на смену литературной культуре постепенно приходит другая - визуальная. Развивается кино, мультимедиа, которые постепенно оттесняют литературу, и это естественно. Нужно с этим смириться.

А. А. Конечно, то, что говорится, что гуттенбергская цивилизация вообще в кризисе, это правда. Я с Вами согласен, и причем соглашаюсь я с грустью. Потому что тренаж человеческой нервной системы и психики, который происходит при чтении, это очень тонкая работа, всегда связанная с соучастием читающего. Такой эффект не сравним с тем, который производят другие виды искусства. Для меня это означает, прямо скажем, деградацию человечества. Я с удивлением обнаружил, что Аполлинер еще в 1907 году сказал, что медленные времена строительства храмов дали человеческой культуре гораздо больше, чем наша культура. И он был прав. Согласитесь, существует изумительная архитектурная разница между, скажем, Суздалем, Самаркандом и Равенной, она возникла в медленные времена. В унифицированные эпохи делают сплошное Чикаго.

Д.Р. Если все-таки вернутся к журналу... Вы много печатаете молодых?

А. А. Да, конечно. Я убежден, что новый звук в литературе, новая интонация, свежесть связана естественным образом с молодыми. Мы печатаем знаменитых авторов, но новый ветерок, идущий от молодого поколения, очень хорош. Наверное, это обобщенные слова, но по-другому не скажешь. Некоторая усталость старой классической прозы слышна и ощутима, но именно в сопоставлении с новыми веяниями.

Д.Р. Что Вы имеете в виду под новыми веяниями?

А. А. В какой-то мере это большая внутренняя раскованность, неожиданность ассоциаций.

Д.Р. А что наоборот не хватает молодым авторам?

А. А. Литература как общественная задача почти перестала существовать. Все-таки в нашем поколении литературная работа воспринималась как что-то очень значимое для общества. Это уходит, и в какой-то мере с этим мельчает тематика. Допустим, может быть совершенно замечательный рассказ о клептоманке. Все это, безусловно, материал для литературы, но, думаю, нужно что-то еще. Недавно я читал дневники одного замечательного грузинского писателя, он так и написал: если бы я представил, что я занимаюсь литературой для развлечения, я бы немедленно бросил. Сейчас как раз в какой-то степени это так.

Д.Р. Что бы Вы могли порекомендовать нашим читателям, чтобы напечататься в Вашем журнале?

А. А. Мы внимательно рассматриваем все присылаемые в редакцию рукописи. Талантливых очень охотно печатаем. До такой степени охотно, что в этом году дважды опубликовали, например, Дениса Гуцко. В своей время я сам нашел в Нижнем и рекомендовал Эльдара Абузярова.

Д.Р. А какие-то критерии существуют при оценке рукописей? Что Вы не приемлете?

А. А. Прежде всего чрезмерную отвязанность. Но даже ограничений по нормативной лексике у нас нет, если это мотивировано текстом. Мы не приемлем только принципиальную ненормативность.

А так - жили, живем и будем жить!

 
Голосование по этому произведению окончено
Оставить комментарий

поиск

Александр Эбаноидзе

Родился в 1939 году в Тбилиси. Главный редактор литературного журнала «Дружба народов». Окончил Литературный институт им. Горького. Первая публикация была в "Литературной газете" летом 1960 г...

 

Публикации в журнале ПРОЛОГ:

СТАРЫЙ ЖУРНАЛ В НОВОЙ ЖИЗНИ. (Патерик), 29
 

Просмотров:

Оценка:


© Москва, Интернет-журнал "ПРОЛОГ" (рег. номер: Эл №77-4925 свидетельство № 022195)
При использовании материалов сервера ссылка на источник обязательна тел. +7 (495) 682-90-85 e-mail: fseip@mail.ru